ПОЛОЖЕНИЕ

о Городском конкурсе «Топографическая мозаика»

среди воспитанников объединений туристско-краеведческой направленности

и учащихся общеобразовательных учреждений города Кирова

1. Общие положения.

Открытый городской конкурс «Топографическая мозаика» среди воспитанников объединений туристско-краеведческой направленности и учащихся образовательных учреждений города Кирова проводится в соответствии с планом календарно-массовых мероприятий МБОУ ДО ДЮЦ имени А.Невского города Кирова в рамках муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «город Киров» в 2014-2020 годах.

Цели и задачи:

- подготовка воспитанников к участию в мероприятиях в рамках Движения «Школа безопасности»;

-  углубление и расширение, практическое закрепление знаний и умений по топографии;

-  активизация учебно-познавательной деятельности воспитанников;

-  развитие эрудиции и  творческих способностей.

Учредители Конкурса.

Учредителями конкурса являются Департамент образования администрации города Кирова и МБОУ ДО ДЮЦ имени А.Невского города Кирова. Непосредственную подготовку и проведение осуществляет оргкомитет и жюри конкурса, утвержденные МБОУ ДО ДЮЦ имени А.Невского города Кирова.  Председатель жюри конкурса – Терехова Ирина Леонидовна.

2. Время и место проведения:

Конкурс проводится 20-23 января 2015 года в помещении МБОУ ДО ДЮЦ имени А.Невского города Кирова (ул. Красноармейская, 10) и в парке им. Гагарина. Дата и время старта команд в каждой возрастной группе определяется жеребьевкой на заседании судейской коллегии с представителями команд 13 января 2015 года.

3. Условия проведения.

Участники конкурса.

В конкурсе принимают  участие обучающиеся в объединениях туристско-краеведческой направленности, а также все желающие учащиеся образовательных учреждений города Кирова.

Конкурс проводится среди пяти возрастных групп:

-  группа   учащихся    4-5 классов

- группа  учащихся   10-11 классов

-  группа   учащихся   6-7 классов

- группа участников, по возрасту закончившие   11 классов.

-  группа   учащихся   8-9 классов

Состав команды – 3 человека. Команд от одного учреждения может быть несколько.

Каждый участник для работы в кабинете должен иметь: ручку, ручку с красной пастой (для 6-7 классов и далее),  линейку, транспортир (НЕ круговой); по желанию - циркуль, курвиметр. Для групп учащихся 4-5 и 6-7 классов необходимы цветные карандаши (5 цветов, которыми изображаются условные знаки топографических планов).

Для работы в парке участник должен иметь  простой карандаш, по желанию -компас.

Для сохранения конфиденциальности и обеспечения объективности судейства все участники соревнований выполняют задания под личными номерами.  В итоговом протоколе на сайте turcenter-kirov.ru указываются только личные номера участников.

Программа конкурса.

Задания выполняются как в кабинете, так и на местности (парк им. Гагарина). Задания индивидуальные и командные.

Порядок подачи заявок.

Для участия в Конкурсе необходимо подать предварительную заявку с указанием возрастной группы и количества команд на судейскую, которая состоится 13 января 2015 года в 17 - 00 по адресу: ул. Красноармейская, 10. Телефон для справок  37-18-37.

Именная заявка  по установленной форме подается в день проведения Конкурса.

4. Подведение итогов   награждение.

Победители Конкурса определяются в общекомандном и личном зачетах в каждой возрастной группе.

Порядок определения победителей в общекомандном зачете.

Все задания Конкурса оцениваются в баллах. Команда-победительница в общем зачете определяется по наибольшей сумме баллов, набранных во всех заданиях как индивидуальных (3 участника команды), так и командных. Команды, занявшие призовые места в общем зачете в каждой возрастной группе, награждаются дипломами МОАУ ДОД ЦДЮТЭ города Кирова.

Порядок определения победителей в личном зачете.

Каждый участник Конкурса имеет свой личный зачет: все баллы, набранные участником + 1/3 баллов, набранных командой, в составе которой он выступает.

Победители в личном зачете в каждой возрастной группе определяются по наибольшему количеству баллов. Победители в личном зачете в каждой возрастной группе награждаются грамотами МОАУ ДОД ЦДЮТЭ города Кирова.

5 . Информационная поддержка.

Вся текущая информация будет размещаться на сайте turcenter-kirov.ru

Координатор Конкурса  - Терехова Ирина Леонидовна (8-963-886-0552), тел. 37-18-37 (туристский отдел); Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Данное Положение является вызовом на Конкурс.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

В главную судейскую коллегию Городского конкурса

«Топографическая мозаика»

среди воспитанников объединений

туристско-краеведческой направленности

и учащихся общеобразовательных учреждений города Кирова

20-23  января 2015 г.

З а я в к а

_____________________________________________________________________________________

школа (образовательное учреждение) - полное наименование

просит допустить к участию в Городском конкурсе «Топографическая мозаика» по группе учащиеся

___________ классов следующих участников:

п/п/

Фамилия, Имя

Год рождения

Класс

(школа для сборных команд)

Подпись участника в знании правил техники безопасности

Подпись и печать врача (на каждого)

Педагог  ____________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество – полностью;  место работы и должность, контактный телефон – лучше сотовый)

_________________________________________________________________________________________________________________

Администрацией____________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

дано согласие на обработку персональных данных участников соревнований, перечисленных в заявке.

 

Руководитель образовательного учреждения  ____________________________________ (Ф.И.О.)

печать                                                    (подпись)

Дата:  “_____”_______________2015 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ВОЗМОЖНЫЕ варианты  заданий Городского конкурса «Топографическая мозаика» - 2015 среди воспитанников объединений туристско-краеведческой направленности и учащихся общеобразовательных учреждений города Кирова (распределяются по возрастным группам в соответствии с уровнем базовых знаний и программами подготовки в туристско-краеведческих объединениях).

  • Индивидуальные задания (в помещении):

1.   Презентация 12-16 вопросов (по материалам учебников и туристской топографии) – в основном

это задачи на знание масштаба и его определение; умение читать карту (условные знаки и их характеристика, рельеф и способы его изображения, соответствие профиля рельефу, определение линий одинакового уклона); определение направлений и азимутов (прямой и обратный), знание способов ориентирования по местным признакам, по часам, по Солнцу, Луне и Полярной звезде; положение Солнца и Луны относительно сторон горизонта в разное время;  положение относительно сторон горизонта оптических атмосферных явлений (северное сияние, радуга и т.д.).

2.    Нарисовать

-  условными знаками объекты, изображенные на фотографии или рисунке; (4-5 класс);

-  условными знаками схематичный план местности (без масштаба) по фотографии или  рисунку (6-7 класс).

3.    Стандартные задания (по материалам турслетов)

-  определение азимута по карте – по индивидуальной карточке;

-  определение расстояния по карте – по индивидуальной карточке;

-  определение топознаков (найти названный топознак – индивидуальная карточка, правильно назвать нарисованный топознак – один из вопросов в презентации);

4.   Дополнительно по индивидуальным карточкам вопросник (с 6 класса):

- чтение топографической карты, составление характеристики местности или отдельных  объектов (река и т.д.), решение ситуационных задач по топографической карте;

- определение высотных отметок, соответствие форм рельефа (с 6 класса); точек превышения,     пределов видимости, путь капли воды по линии с одинаковым уклоном и т.д. – с 8 класса;

- магнитное склонение,  азимут истинный и магнитный (с 8 класса);

5.  Дополнительно:

- построение фигур в соответствии с заданным направлением и расстоянием (4-5 класс – основные  и промежуточные стороны горизонта;  6-7 класс – по азимутам);

-  «мозаика» - сложить  топографическую карту (план местности – 4-5 класс) за определенное время.

  • Командные задания  (в помещении):

- составление и описание маршрута похода по карте (по заданным параметрам – с 6 класса); с 8 класса: аварийный выход, спасательная экспедиция – составление маршрута, определение местонахождения по координатам. Маршрут выполняется в виде таблицы: участок пути  между основными ориентирами; направление движения (начальный азимут), характер дороги, время в соответствии с вводными параметрами.

  • Индивидуальные задания на местности (в парке)

Стандартные задания (по материалам турслетов)

- определение азимута, определение точки по азимуту;

- определение расстояния до недоступного предмета;

- определение высоты дерева;

- определение точки стояния;

- определение сторон горизонта по Солнцу и часам;

- спортивный лабиринт (лабиринт-шоу).

  • Командные задания на местности (в парке)

- движение по обозначенному маршруту;

- определение расстояний на местности (шагами), определение масштаба карты;

- по словесной легенде обозначить маршрут по карте;

Информационные ресурсы:

  1. Учебники, атласы и рабочие по географии и природоведению  для 5-6 класса разных авторов.
  2. Алешин В.М., Серебрянников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985. – 160с.
  3. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК, 2002.
  4. Куприн А. М., Занимательная топография. М. Просвещение, 1997.; На местности и по карте. М., 1982.; а также другие книги этого автора.
  5. Бескрайние ресурсы Интернета (подробнее см. на сайте turcenter-kirov.ru)